Дефицитные состояния у детей раннего возраста
Под
- основные ингредиенты пищи (белки, жиры, углеводы);
-
витамины (D, А, С, гр. В и др.);
- минеральные
вещества (железо, кальций, фосфор) и микроэлементы (йод, селен, цинк медь и
др.).
Дефицитные заболевания объединяются в одну группу
патологии в связи с тем, что они характеризуются схожими характеристиками, а
именно:
•
«общие» причины и механизмы развития. Эти болезни возникают в результате
либо недостаточного поступления в организм тех или иных веществ, либо нарушения
всасывания их в желудочно-кишечном тракте или утилизации в тканях;
•
«ограничены» возрастом. Встречаются с максимальной
частотой в периоды активного роста, а именно у детей первых лет жизни,
преимущественно на первом году жизни, и у подростков. В этой связи можно
сказать, что это «типично» педиатрическая проблема;
• общие проявления. Нарушения трофики, задержка
психомоторного и физического развития, в выраженных случаях развивается
вторичное иммунодефицитное состояние и снижается неспецифическая
резистентность организма. Это приводит к тому, что дети этого возраста
становятся весьма уязвимыми в отношении инфекций и существенно повышается
летальность от них. Особенно наглядно это наблюдается в периоды эпидемических
вспышек. В этой связи можно сказать, что дефицитные
состояния у детей раннего возраста это не только медицинская проблема, но и
социальная;
• сочетанность. Нередко встречается несколько дефицитных заболеваний у одного пациента.
Например, при дефектах вскармливания или нарушении переваривания и всасывания
в тонком кишечнике у одного ребенка имеются признаки гиповитаминоза, дистрофии,
рахита и железодефицитной анемии одновременно.
Основным
свойством, объединяющим дефицитные
заболевания в одну группу, следует считать этиологическое. Все многообразие
причин, приводящих к возникновению в организме недостаточности того или иного
вещества, можно сгруппировать в три фактора:
1. Алиментарный (экзогенный). Этот фактор
играет этиологическую роль в случаях неадекватного возрастным потребностям
кормления ребенка, что в короткие сроки приводит к тому или иному дефициту в результате
недостаточного поступления извне.
2. Инфекционный. Частые повторные, а также
эпизодические, но тяжело и длительно протекающие инфекционно-воспалительные
заболевания приводят к повышению потребления организмом энергетических и
пластических веществ, увеличению использования в иммунных и воспалительных
реакциях витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Кроме того, инфекции
у детей раннего возраста сопровождаются выраженной интоксикацией и поражением
желудочно-кишечного тракта, что приводит к снижению аппетита, репрессии
ферментов органов пищеварения и вследствие этого к нарушению расщепления и
всасывания нутриентов в тонкой кишке.
3. Конституциональный (эндогенный). Этот фактор объединяет в себе все причины, обусловленные стойкими особенностями организма. Эти причины могут воздействовать на плод еще пренатально. Так, дефицит железа, кальция, фосфора, цинка, йода, витаминов в организме беременной приводит к тому, что к моменту рождения у плода не формируется полноценное депо этих веществ. Этому способствуют заболевания будущей матери, неполноценное питание ее, а также бытовые интоксикации, особенно употребление наркотиков и алкоголя. Многоплодная беременность и недоношенность также приводят к тому, что у плода не формируются должным образом запасы перечисленных веществ. После рождения ребенка к развитию дефицитных заболеваний приводят нарушения расщепления и всасывания нутриентов в желудочно-кишечном тракте (стойкие мальдигестия или мальабсорбция). Дефицит того или иного вещества в организме ребенка может быть вызван и нарушением транспорта этих веществ в кровеносном русле, так как известно, что для переноса витамина D, железа, цинка и других веществ требуются определенные белки-переносчики. Недостаток этих белков-транспортеров может возникнуть либо в результате снижения их синтеза, либо повышенной потери их организмом, что наблюдается при заболеваниях, характеризующихся массивной потерей белков (нефротический синдром, ожоговая болезнь, экссудативная энтеропатия). И наконец, дефицит того или иного вещества в организме ребенка может возникнуть из-за нарушения метаболизма и депонирования. К этому приводят, как правило, дефекты на генетическом уровне (нарушения синтеза гемоглобина, метаболизма витамина D, образования гликогена и пр.).