Нейроциркуляторная дистония у детей: причины, классификация, патогенез
Нейроциркуляторная дистония у детей
(НЦД) - комплекс генерализованных нарушений, в основе которых лежит нейродистрофический процесс, обусловленный генетическими и приобретенными факторами, проявляющийся расстройством взаимодействия нервной системы и процессов циркуляции в организме и приводящий на определенных этапах индивидуального развития ребенка к изменению функции различных органов и систем с формированием обратимых или необратимых патологических изменений.Традиционные
понятия «вегетососудистая
дистония» («синдром вегетативной дистонии»), «нейроциркуляторная дистония» (с точки зрения поражения
сердечно-сосудистой системы) и т. д. отражают те или иные стороны единого
патофизиологического процесса — нейроциркуляторных расстройств. По нашему
мнению, наиболее предпочтительным для описания данного состояния следует
считать термин «нейроциркуляторная дисфункция», содержащий в себе упоминание о сущности патологического
процесса и его функциональном, часто транзиторном, характере.
Диагноз нейроциркуляторной
дистонии сегодня можно рассматривать как некое обобщающее понятие,
свидетельствующее о наличии у ребенка сформированного комплекса функциональных
расстройств различных органов и систем, имеющего определенные черты
нозологической формы.
По данным
различных авторов, признаки нейроциркуляторной дистонии встречают у 10—20% школьников, 25—30%
студентов, 25—80% взрослых. У детей младшего возраста НЦД отмечают
относительно редко.
Причины нейроциркуляторной дистонии у детей.
Многочисленные причины нейроциркуляторной дистонии, можно объединить в несколько основных групп.• Семеано-генетическая
отягощенность по нейроциркуляторной дистонии — наиболее часто встречающийся
предрасполагающий фактор.
• Особенности личности и темперамента ребенка и его родителей в немалой степени формируют отношение больного к заболеванию и нередко являются причиной прогрессирующего течения нейроциркуляторной дисфункции.
•
Хронический стресс (понятие комплексное,
включающее в себя ряд различных заболеваний и состояний, провоцирующих НЦД): 1)
очаги хронической инфекции; 2) хронические соматические заболевания; 3)
«медленные» персистирующие инфекции; 4) дезадаптирующие факторы внешней среды
(социально-экологические, климатические, семейно-бытовые и др.); 5) образ
жизни семьи и особенности воспитания ребенка; 6) дефицитные состояния
(дефицитное питание, гиповитаминозы и др.).
• Резидуально-органические поражения ЦНС: 1) последствия перинатальных повреждений головного мозга (энцефалопатии) и спинного мозга;
2)
последствия травм,
инфекций или токсикозов в постнатальном периоде;
3)
изменения шейного и других отделов позвоночника
(нередко на фоне дисплазий соединительной ткани) и др.
•
Психоневротические изменения личности больного
различного генеза.
•
Транзиторные диспропорции развития на фоне пубертатного
периода развития или акселерации развития (как правило, в периоды
активного роста).
Перечисленные группы факторов
не исчерпывают всего многообразия причин нейроциркуляторной дистонии у детей.
Разнообразие этиологических факторов и их комбинаций в значительной степени
затрудняет понимание этиологии и патогенетических механизмов
нейроциркуляторных расстройств в каждом конкретном случае.
Классификация нейроциркуляторной дистонии у детей.
В настоящее время целесообразно выделять две формы НЦД:— «первичную» (эссенциальную) НЦД, диагноз которой является
основным, а этиологический фактор — предположительным;
— «вторичную» (симптоматическую)
НЦД,
обусловленную другим заболеванием.
Следует отметить, что деление
это весьма условно. Вероятно, подавляющее большинство форм НЦД являются
вторичными и провоцируются каким-либо первичным патологическим процессом.
Однако далеко не всегда можно четко сформулировать диагноз первичного
патологического процесса, либо процесс этот является только фоном и не имеет
своей клинической манифестации (генетическая предрасположенность, пубертатный
период развития, травма в анамнезе и др.). В некоторых случаях выявленные
морфологические изменения нельзя достоверно связать с имеющимся у ребенка
комплексом функциональных расстройств, а можно лишь предположить их участие в
патогенезе. В таких ситуациях НЦД расценивают как «первичное» заболевание, но
продолжают искать его причину.
Причины нейроциркуляторной
дистонии «первичной» формы часто связаны с семейно-генетическими факторами.
Еще в 1926 г. М. С. Маслов выделял среди различных аномалий конституции
варианты с доминированием ваго- или симпатикотонии (вегетодистонический
диатез). В отличие от конституциональной предрасположенности (состояния,
диатеза) НЦД в настоящее время следует рассматривать, как заболевание с
мультифакториальной детерминированностью.
Причины нейроциркуляторной
дистонии «вторичной» формы вполне реально определить при тщательном и
целенаправленном обследовании больного ребенка (аномалии развития, хронические
соматические заболевания, рецидивирующие и хронические инфекционные
заболевания, паразитозы, неврозы, психопатии и др.).
Патогенез нейроциркуляторной дистонии у детей.
Можно выделить три основных уровня единой функциональной системы поддержания гомеостаза организма — надсегментарный, сегментарный, подсегментарный уровни. В нормальных условиях эти уровни функционируют как единое целое. При исследовании патогенеза нейроциркуляторной дистонии у детей следует учитывать возможность развития патологических изменений на любом из указанных уровней.Таким образом:
• в основе патогенеза нейроциркуляторной дистонии у детей лежит нейродистрофический процесс, обусловленный рядом факторов (включая первичное нарушение циркуляции продуктов обмена веществ);
• нейродистрофический процесс и связанные с ним нейроэндокринные расстройства, в свою очередь, способствуют вторичному нарушению циркуляции продуктов обмена веществ;
• нарушения циркуляции продуктов обмена веществ приводят к нарушению функции наименее устойчивых органов и систем;
• преимущественное поражение той или иной системы (включая и нервную систему) обусловлено генетической предрасположенностью и анатомо-функциональными особенностями этой системы;
ВНС, осуществляя регулирующую и посредническую функции, играет в этом процессе важную, но не главенствующую роль.